РЖД запускает продажу невозвратных билетов. Сколько они помогут сэкономить?

РЖД запускает продажу невозвратных билетов. Сколько они помогут сэкономить?

С 20 января 2019 года пассажиры смогут выбирать: потратить на железнодорожный билет больше и иметь право его вернуть или сэкономить, купив невозвратный проездной документ. Первыми направлениями станут Москва — Воронеж и Москва — Ижевск. А позднее невозвратные билеты появятся и на других маршрутах.

ТАСС рассказывает, в какие вагоны можно купить невозвратные билеты, насколько они будут дешевле и в каких случаях их все-таки можно вернуть.

Как формируется цена на билет?

В цену проездного документа входит стоимость билета (плата за пользование инфраструктурой железной дороги), стоимость плацкарты (тариф, в который входит оплата за пользование вагоном), а также сервисные сборы.

Вся эта информация прописана на билете.

Например, проезд на «Сапсане» из Москвы в Санкт-Петербург стоит 2677 рублей. Из них 1017,2 рубля — это стоимость билета, а 1659,8 рубля — стоимость тарифа.

Почему билеты дорожают с приближением даты поездки?

Это не связано с системой возвратных и не возвратных билетов.

Просто на 95% внутригосударственных перевозок «Федеральной пассажирской компании» (ФПК, дочерняя компания РЖД — прим. ТАСС) в вагонах купе, СВ, люкс и с местами для сидения действует динамическая система ценообразования. Она в режиме реального времени анализирует множество факторов и в зависимости от них пересчитывает стоимость проезда. Поэтому она может поменяться в течение буквально часа или даже нескольких минут.

Цена на билет зависит не только от расстояния и популярности маршрута, но и, например, от:

  • категории поезда;
  • времени года, дня недели, времени отправления, прибытия и т.д.;
  • количества предложенных мест;
  • даты совершения покупки билета и количества дней до отправления.

Основной принцип системы работает следующим образом: чем больше спрос и меньше мест, тем выше цена на билеты. То есть очевидно, что покупать билеты заранее — выгоднее.

А сколько будут стоить невозвратные билеты?

Билеты по невозвратному тарифу будут дешевле, так как они позволят перевозчику снизить риски убытков от возврата билетов. Введение нового типа проездных документов позволит сэкономить 5–20% от стоимости билета, заявил генеральный директор ФПК Петр Иванов. При этом разница в стоимости будет зависеть от поезда и периода поездки.

Невозвратные и привычные проездные документы будут продаваться вместе. И закон обязывает перевозчика сообщать, что в продаже есть билеты обоих видов.

В какие вагоны будут продаваться невозвратные билеты?

Невозвратные проездные документы можно будет приобрести только в вагоны типа СВ, купе и с местами для сидения и при наличии установленного перевозчиком соответствующего тарифа — иными словами, в нерегулируемый сегмент.

В поездах есть классы вагонов, цены в которых устанавливает государство, — это плацкарт и общие вагоны. Для них невозвратные билеты продаваться не будут.

Как вернуть деньги за обычные билеты?

Если пассажир сдаст билет более чем за восемь часов до отправления поезда, то он получит его полную стоимость. Ему придется заплатить только сервисный сбор, который в 2019 году составит 203,5 рубля.

При возврате билета за два часа до отправления пассажир может получить стоимость билета и 50% стоимости тарифа.

Если человек отказывается от поездки менее чем за два часа до отправления поезда, то получить обратно можно только стоимость билета. Стоимость тарифа в этом случае не возвращается.

А когда можно все-таки сдать невозвратные билеты?

Таких случаев немного, но они есть. Например:

  • если пассажир или член семьи, с которым он собирался ехать, внезапно заболеют;
  • в случае смерти близкого родственника пассажира;
  • при отмене или задержке поезда.

При этом болезнь или другие несчастные случаи надо будет подтвердить документально. А оформить возврат можно в железнодорожной кассе не позднее чем через пять дней с момента отправления поезда.

Сколько пассажиров готовы купить невозвратный билет?

Как показал опрос корпоративного издания РЖД «Гудок» в соц. сетях, 67,4% пассажиров готовы покупать невозвратные билеты ради экономии.

При этом еще весной 2018 года выяснили, что почти половина опрошенных (49%) готовы купить невозвратный билет при экономии не меньше 50% стоимости билета. Еще 24% согласились бы на такие билеты со скидкой 30–40% от обычной цены, 8% устроят любые условия «не возврата». При этом 13% опрошенных готовы переплачивать за возможность сдать билет в любой момент.